Несмотря на то что растущая роль беспилотной авиации, в том числе ударного типа, общепризнанна, долгое время абсолютными лидерами в этой сфере оставались США и Израиль. Компании этих стран выпускали и выпускают широкий ассортимент наиболее продвинутых беспилотных летательных аппаратов(БПЛА) военного назначения. Но времена меняются, и Европа готова сказать свое слово.
В прошедшие месяцы появилась информация о том, что ряд европейских стран активизируют кооперацию в области создания беспилотных систем — разведывательных и ударных. В мае этого года в Риме прошла встреча министров обороны стран Европейского Союза, где участники совещания постановили запустить программу первоначальных исследований ради создания нового европейского БПЛА класса MALE (средневысотного БПЛА дальнего радиуса действия). К этому классу относятся, в частности, уже находящиеся на вооружении аппараты General Atomics MQ-1 Predator (США) и IAI Heron (Израиль). Министры не скрывали, что военные Евросоюза хотели бы ослабить зависимость от беспилотных аппаратов американского и израильского производства. При этом «континентальные» европейцы отдают себе отчет в том, что создавать «национальные» БПЛА нет никакого смысла — в разных странах ЕС есть немало аэрокосмических компаний, усилия и компетенцию которых можно объединить максимально эффективно. Иной взгляд у британцев — они во многих вопросах предпочитают дистанцироваться от ЕС (пока сохраняя членство в нем), а их военно-промышленный комплекс ориентирован в большей степени на сотрудничество с компаниями США.
Против равного противника
В этой связи интересна судьба двух проектов, не имеющих, правда, отношения к классу MALE. Речь идет о тяжелых турбореактивных беспилотных платформах, выполненных на основе современных технологий малозаметности и предназначенных для размещения как разведывательного оборудования, так и ударных средств. Это британский ВАЕ Taranis и проект nEUROn, осуществляемый консорциумом компаний, интегратором в которой выступает французский концерн Dassault Aviation.
ВАЕ Taranis разрабатывался концерном ВАЕ Systems уже довольно давно, примерно с 2005 года, а начинался с замысла чисто разведывательного аппарата. Пока британские инженеры вели свои изыскания, обозначился серьезный прогресс в области легкого высокоточного оружия, и проект переквалифицировали в UCAV -«беспилотный ударный аппарат». Наземные испытания начались в 2010 году, а первый полет был выполнен в 2013-м. Когда БПЛА поступит на вооружение? Никогда. Дело в том, что Taranis не аппарат, предназначенный для серийного производства, а тестовая платформа, цель которой — отработать все существующие на сегодняшний день перспективные проекты в военной авиации. Фактически появление Taranis должно стать важной вехой на пути к авиации следующего поколения, и пока до сих пор не ясно, будет ли она пилотируемой или беспилотной. Но уже на примере «демонстратора» можно понять, к чему движется дело.
Ударные аппараты, применяемые в наши дни, прежде всего это касается американских Predator и Reaper, прекрасно позволяют вести дистанционную войну и обстреливать исламских фундаменталистов в афганских кишлаках. Во всех уголках мира, где действует ударная беспилотная авиация, противник не располагает качественными средствами ПВО, если вообще ими располагает. Но для войны с тем, кто в западномвоенном лексиконе называется peer competitor, то есть с противником со схожими боевыми возможностями, эти средства мало подходят. Нужны ударные БПЛА, которые будут способны максимально скрытно преодолевать ПВО, оснащенную всеми нужными средствами обнаружения и поражения, и наносить высокоточный удар в глубине территории противника.
Аппарат решает сам
Главное, что требуется для достижения этой цели, — малозаметность, маневренность и автономность. Соединенные Штаты уже давно ведут работы в области создания разведывательных и ударных БПЛА по технологии «стелс». Достаточно упомянуть новейшую разработку концерна Northrop Grumman — высотный разведчик RQ-180 (который должен прийти на замену RQ-170 Sentinel, печально известного тем, что был захвачен целым и невредимым армией Ирана). Или Northrop Grumman Х-47В, созданный в рамках программы развития ударных БПЛА авианосного базирования. Теперь по этому пути устремилась Европа. Taranis имеет характерный для «стелс»-аппаратов корпус треугольной формы типа «летающее крыло». Хвостовое оперение отсутствует, единственный турбореактивный двигатель Rolls-Royce Adour спрятан внутри корпуса. Его существование выдает лишь треугольный воздухозаборник спереди, который делает аппарат похожим на циклопа. Особым образом сделана система выхлопа, которая позволяет минимизировать тепловую «сигнатуру» двигателя. Создатели БПЛА отмечают отменную маневренность аппарата и высокую автономность, включая полностью автоматизированные взлет и посадку, а также самостоятельность в действиях при достижении заданной цели. При этом над аппаратом всегда будет осуществляться контроль оператора, причем команда человека получит приоритет перед машинными командами. Впрочем, особо британские промышленники не откровенничают, и на вопрос о потенциальном вооружении Taranis отвечают ссылкой на секретность. Всего прошло три этапа полетов, в 2013-м, 2014-м и нынешнем году. Согласно официальным заявлениям представителей ВАЕ Systems, БПЛА показал результаты лучше ожидавшихся. Однако в прошлом году на авиасалоне в Фарнборо представители ВАЕ и французского концерна Dassault Aviation подписали соглашение о совместной работе над новым прототипом ударного беспилотника. Таким образом, британцы отказались от полной автономности (вероятно, из-за высокой цены собственного проекта — порядка £200 млн) и решили сочетать свой опыт по Taranis с достижениями континентальной разработки nEUROn.
Рядом с бизнес-джетом
БПЛА nEUROn стал настоящим детищем панъевропейской кооперации. В его создании помимо Dassault принимали участие такие известные компании, как Finmecchanica-Alenia Aermacchi, Saab, Airbus Defence, а также ряд других. История проекта, как и в случае с Taranis, уходит в середину 2000-х, однако первый полет состоялся только в 2012-м. В этом году БПЛА проходил серию интенсивных испытательных полетов, последняя из них состоялась нынешним летом на Сицилии. О реальных цифрах, достигнутых в ходе испытаний, судить трудно: о результатах сообщают лишь в общих словах. Создатели аппарата назвали тестовые полеты полным успехом.
Однако зримое доказательство «продвинути» nEUROn было предъявлено в марте прошлого года. Аппарат прошел в единой формации вместе с пилотируемыми самолетами — бизнес-джетом Falcon 7Х и истребителем Rafale. Аппараты пролетели, держась на заданном расстоянии друг от друга, несколько сотен километров над Средиземным морем. Таким образом проверялась способность nEUROn автоматически сохранять дистанцию с другими ЛА, не терять ориентацию в пространстве в случае турбулентности, а также надежность каналов связи, соединявших nEUROn с наземным оператором.
Британский и европейский проекты во многом схожи. Оба выполнены по технологии «стелс», у обоих БПЛА по одному мотору сопоставимой мощности, оба имеют габариты, близкие к истребителям пилотируемой авиации. И там и там использованы современные материалы, снижающие заметность для локаторов и ИК-сенсоров, а также облегчающие вес. Решение о совместном проекте британских компаний и концернов с континента говорит о том, что движение в данном направлении признано верным и так или иначе через какое-то время Европа создаст свою собственную высокотехнологичную беспилотную ударную авиацию, рассчитанную не только на войну против легко вооруженных комбатантов.
При этом прогресс в области разработки тяжелых беспилотников с ударными возможностями, может быть, не настолько технологически продвинутых, как Taranis и nEUROn, наблюдается и в других странах, в частности в Турции, Китае, Индии и ОАЭ. Сможет ли и как сможет ответить на эти вызовы российская авиационная и оборонная промышленность, пока до конца не ясно, хотя проекты ударных БПЛА, как известно, имеются и у нас.
По материалам: Популярная механика