Павел Астахов выступил с резонансной инициативой о запрете использования в школах гаджетов с доступом в интернет. Однако сам детский омбудсмен не уточнил, как именно будет контролироваться осуществление запрета и почему гаджеты в школах — это нехорошо. «Газета.Ru» рассказывает, почему подобная инициатива слабо мотивирована и почему российские школы движутся в сторону электронного образования медленно.
Главное
Рубль бьет по смартфонам
Маленький iPhone возвращается
Страна без торрентов
Секретное подразделение Apple занимается виртуальной реальностью
Роскомнадзор заблокировал «РБК-Украина» за экстремизм
Читайте также
Эффективный бизнес иностранным инвесторам мы не продаем
5 отличных рецептов для самых смелых
Новости СМИ2
Детский омбудсмен Павел Астахов в своем выступлении на первом областном педсовете в Новосибирске обратил внимание на то, что ученики, используя гаджеты с доступом в интернет, могут наткнуться на опасную информацию в сети. Свою позицию он аргументировал тем, что за пять месяцев в 2015 году в интернете было зафиксировано 283 нарушения, которые представляют опасность для детей.
Планшеты детям не игрушка
Планшеты и смартфоны могут быть полезны для детей, считают доктора из США. Однако еще два года назад они же утверждали, что мобильные устройства… →
Также Астахов подчеркнул, что гаджеты мешают образовательному процессу. Если принять во внимание слова уполномоченного по правам ребенка в России, то становится понятно, почему в российских школах электронные учебники и планшеты для образовательных целей распространены слабо.
И тем не менее «Роснано» и «Ростех» в разное время уже представляли разработки в данном ключе, призванные освободить школьников от тяжкого бремени бумажных учебников. Первым проектом стал учебник от «Роснано», сделанный совместно с британской компанией Plastic Logic, вторым — YotaPad с двумя экранами от «Ростеха», относительно недавно представленный президенту Владимиру Путину.
Менее чем через год после презентации электронного учебника «Роснано» проект был закрыт из-за «отсутствия экономической целесообразности»
Роснановский учебник Plastic Logic 100, представленный в 2011 году, получил гибкий экран — собственную разработку британской компании, которую выкупила компания «Роснано». Среди особенностей электронного учебника также была невозможность загрузить что-то кроме электронных книг. Технология электронных чернил позволяла планшету работать без подзарядки в течение недели. Что касается «железа», то характеристики его были слабоваты, но и сам планшет не подразумевал работы с «тяжелыми» приложениями.
Однако в 2012 году разработка была заморожена, а в 2015-м Анатолий Чубайс признал, что Plastic Logic 100 не может конкурировать с продукцией Apple.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что учебник производства «Роснано» (Plastic Logic) был интересным и перспективным (сейчас проект закрыт).
«Цена была высокой, но не запредельной, — говорит Муртазин. — Вопрос больше был не к технической части, а к обучающим материалам, их структуре и изначальной формулировке технического задания Минобром».
Еще одной надеждой для российского образования стала разработка Yota Devices, которую глава «Ростеха» Сергей Чемезов представил Владимиру Путину. Планшет YotaPad получил два экрана, аналогичных оным у YotaPhone, также известно, что загружать в него можно только образовательные материалы, кроме того, он будет лишен доступа в интернет. Больших подробностей Чемезов не рассказал, скорее всего, планшет еще дорабатывается и Путину был представлен один из прототипов.
Цену электронного учебника «Ростеха» на базе планшета YotaPad эксперт считает завышенной (по самым смелым предположениям, стоимость устройства может достигать 50 тыс. руб.).
«Технически проект мне не нравится с точки зрения предполагаемой цены — есть более перспективные устройства. За эти деньги можно купить любые массовые планшеты и разработать под них софт, рассчитанный на более широкую аудиторию, открыть платформу, привлечь сторонних разработчиков. Все, что создается на базе продуктов Yota Devices, оказывается в два раза дороже. По цене флагмана получаем отнюдь не флагман», — говорит Муртазин.
Второй попыткой перевести все учебники в одно устройство занимается компания Yota Devices
На вопрос о распространенности электронных устройств в школах ответил учитель истории и обществознания столичного центра образования №1828 «Сабурово» Александр Гулин. Он отметил, что в его школе уже второй год внедряются планшеты, 135 девайсов было представлено департаментом информационных технологий.
Педагог также подчеркнул, что в большинстве своем приобретение электронных устройств для учебы все же остается делом каждой отдельной школы. Никаких предписаний по закупке тех или иных планшетов в обязательном порядке нет. Кроме этого, в школах используются отнюдь не российские гаджеты.
«Российские разработки — планшеты и электронные учебники для школ — просто-напросто проигрывают в конкурентной борьбе, например, китайским недорогим планшетам, если брать технические характеристики. Не могу назвать сейчас ни одной школы, которая бы использовала российские разработки», — резюмировал Гулин.
О своем видении проблемы внедрения электронных устройств в российских школах рассказал главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.
Электронные учебники за 438 млн
С 2013 года расходы правительства Москвы на систему электронного образования превысили 438 млн руб. При этом большинство конкурсов на разработку… →
«Электронные учебники сталкиваются сегодня с несколькими проблемами. Первая — обслуживание «парка» оборудования и его апгрейд. Устройства быстро устаревают и легко ломаются в детских руках. Так что трудность здесь и в финансовом плане, и в плане постоянного контроля актуальности ПО и образовательных материалов на планшетах.
Вторая проблема: в России и в других странах выпуск печатных учебников — это огромный бизнес, зачастую монополизированный. Никаких интересов у производителей учебников переходить на электронные версии нет, пока у них есть постоянный источник дохода.
Тем не менее, на мой взгляд, рано или поздно школы все же перейдут на электронные устройства, поскольку стоимость «железа» постоянно снижается, и проблема с обеспечением образовательных учреждений планшетами будет решена».
И все же, для того чтобы внедрить планшеты в образовательный процесс, государству необходимо определиться, вредят или способствуют девайсы обучению школьников.