Многие были удивлены внезапным анонсом видеосервиса Netflix о выходе на рынок 130 мировых стран, который был сделан в начале 2016 года на выставке CES. Компания с американской пропиской ранее осуществляла не столь стремительную экспансию, прибавляя к охвату по одной-две страны (преимущественно — с развитым рынком).
Проблема сервиса на данный момент заключается в том, что тарифы на подписку во всём мире устанавливаются централизованно, а это 8 долл в месяц для одного экрана, 10 долл – для двух экранов и 12 долл – для четырёх экранов и доступа к HD контенту. Как показали первые два месяца работы месяца у нас в России, например, сервис пока не снискал массовой популярности, и эксперты полагают, что во многом тому виной высокая стоимость подписки.
Этой же позиции придерживаются аналитики Digital TV Research, которые установили корреляцию между стоимостью подписки на сервис и показателем ARPU на рынках платного ТВ некоторых ключевых стран, где сервис появился в этом году впервые. Кстати, ранее Рид Гастингс, глава Netflix, комментируя справедливые замечания по поводу дорогой подписки, уточнял, что на развивающихся рынках компания ориентируется прежде всего на «элиту».
Тем не менее, цифры аналитиков выглядят впечатляющее. Если, например, в США подписка на Netflix в 10 раз дешевле, чем подписка на традиционный сервис платного ТВ, как намного дешевле она и в Бразилии, Японии, Великобритании и большинстве западноевропейский стран, то в той же Индии – она почти втрое дороже.
Что касается российского рынка, то, по данным TelecomDaily, у нас среднемесячное ARPU на рынке платного ТВ – около 140 рублей в месяц по итогам 2015 года. По курсу доллара на день написания статьи даже самая недорогая из Netflix подписок – обойдётся в 623 рубля, что более чем в четыре раза дороже сервисов платного ТВ, то есть разрыв даже больше, чем в Индии.
Тем не менее, аудитория сервиса, по прогнозам аналитиков, продолжит расти, но, скорее всего, не равномерно. По прогнозам АRK Investment Management, число подписчиков Netflix увеличится с 75 млн в 2015 году до 175 млн в 2020 году. Сейчас сервис присутствует на рынке 190 стран мира за исключением нескольких, включая Китай.
А вот эксперты IHS считают, что выигрышной стратегией является интеграция Netflix с традиционными операторами ТВ, когда видеосервис предлагается как дополнительная услуга. Таким образом поступили, например, Virgin Media and BT. Но стратегия подойдёт не для всех: тем компаниям, которые активно инвестируют в создание собственного контента, как Sky, она совершенно не годится. Всего Netflix сотрудничает по такой схеме с 25 операторами платного ТВ.