В отличие от Соединенных Штатов, в Германии дизельное топливо ощутимо дешевле бензина. Государство это вполне устраивает. Ведь низкая цена — следствие снисходительного налогообложения. Вопрос лишь — почему?
Лишь одного взгляда на цены на немецких заправках достаточно, чтобы понять — дизель гораздо дешевле бензина. На боннской заправке литр дизеля сейчас стоит 1,06 евро, один литр бензина а — 1,29 евро.
Это связано прежде всего с разницей в налогообложении. За литр дизельного топлива государство получает 47 центов, за литр бензина — уже 65 центов. «К этому надо добавить еще и НДС, — говорит Юрген Альбрехт из Немецкого клуба автолюбителей (ADAC), который является крупнейшим в Германии. — В сумме разница в уплаченных налогах достигает почти 22 цента на литр».
Законодатели объясняют такую налоговую лояльность к дизельного топлива потребностями европейского грузоперевозки. Не только грузовики, но и локомотивы грузовых поездов работают на нем. «Грузоперевозки имеет значение для конкуренции в Европе, другие страны имеют подобную дифференциацию налогов», — говорит Альбрехт.
Для того, чтобы выровнять ситуацию, когда обычные водители имеют выгоду от налоговых льгот, которые были введены для грузовиков, налог на отдельные автомобили с дизельным двигателем выше предусмотрен для бензиновых авто. К тому же дизельные машины дороже из-за особенностей производственного процесса. Часто разница составляет несколько тысяч евро.
Дизель для тех, кто много ездит
Стоит ли покупать себе дизель, таким образом, зависит от того, как много машина будет ездить. В среднем немецкие легковые авто ежегодно проезжают чуть больше 12 тысяч километров. Для тех, кто ездит много, как, например, водители служебных авто или таксистов этот объем часто превышает 100 тысяч километров в год. И в этом случае можно сэкономить много денег. Но обычные водители, которые используют авто исключительно для бытовых целей, должны были бы выбирать бензиновые двигатели, если бы речь шла только об экономии.
Статистика автомобилей, которые сдают в эксплуатацию, указывает, однако, что дизельные легковые автомобили становятся все популярнее. В 1999 году каждый пятый новый автомобиль имел дизельный двигатель (22 процента), в прошлом году — почти каждый второй (47 процентов).
С финансовой точки зрения это не очень оправдано, ведь количество километров, которые ежегодно преодолевает в среднем одна машина, в Германии сокращается. Причины этому являются в большей степени психологическими, считает Юрген Альбрехт с ADAC: «Цены на горючее много лет подряд росли, уменьшение цены было скорее исключением. Это сильно сместило внимание на потребление и стоимость заправки». Поскольку дизельные автомобили еще и потребляют меньший объем топлива на километр, они выглядели особенно привлекательными для покупателей, уверен Альбрехт: «Ты не только меньше заправляешь, но и литр стоит меньше».
Предостережение из Брюсселя
Но с точки зрения окружающей среды дизель является проблематичным. Так, Европейская комиссия начала в июне расследование, потому что Германия в недостаточной мере реализовывала директива ЕС 2008/50/EG относительно чистоты воздуха. Особенно сильно были превышены показатели диоксида азота (NO2). Европейская комиссия пишет, что «движение автомобилей, особенно дизельных грузовиков и дизельных легковых авто, является главным источником загрязнения NO2 в Германии».
Федеральное правительство в ответ на претензии ЕС таким образом объяснил свою позицию — предельные нормы «в реальных условиях эксплуатации значительно выше, чем можно было бы ожидать с постоянным ужесточением предельных норм на уровне Европейского Союза». И тем более неприятным является скандал с Volkswagen через манипуляцией данными тестов автомобильных выбросов, который касается миллионов автомобилей в Германии.
«Народ лесников»
В немецкой организации, занимающейся защитой окружающей среды Deutsche Umwelthilfe (DUH) считают, что федеральное правительство был информирован о эти манипуляции. Налоговые преимущества для дизельного топлива руководитель экологической организации Юрген Реш считает еще одним доказательством того, что политики являются лояльными к автомобильной индустрии: «Автоиндустрия подает дизель как технологию будущего. Дизель считается немецкой передовой технологией, здесь ни одна другая страна не выдерживает конкуренции».
Распространение внедорожников типа SUV показало, что реклама может быть успешной среди клиентов, говорит Рэш: «Можно подумать, что немцы — это народ каких-то лесников. Мы уверенно идем к миллиону приобретенных SUV на год».
За это Рэш требует изменений в налогообложении. Налог на автомобили должен соответствовать объемам вредных газов, выбрасываемых в атмосферу, как это было сделано в Швейцарии или скандинавских странах. Чтобы улучшить качество воздуха, на улицах должно быть меньше дизельных автомобилей. «В таком случае, — добавляет Рэш, — автомобильным производителям удастся доказать, что нормы стандартов Евро-6 могут быть на самом деле соблюдаться также и на улицах».