Чтобы не откладывать дату высадки на Луну, предприятия госкорпорации возьмут на себя часть затрат на создание необходимой техники
Предприятия госкорпорации «Роскосмос» продолжат работу над рядом ключевых проектов Лунной программы за свой счет. Об этом «Известиям» сообщили в пресс-службе госкорпорации. Такое решение принято для того, чтобы после утверждения нового этапа Федеральной космической программы (ФКП), в рамках которой запланирован пилотируемый полет на Луну, не начинать работы с нуля, а воспользоваться заделом. В этих целях, например, будут продолжены работы по созданию лунного взлетно-посадочного комплекса (ЛВПК) и тяжелого кислородно-водородного межорбитального буксира (МОБ КВТК). Работы по этим проектам закладывались «Роскосмосом» в проект только что одобренной правительством ФКП на 2016–2025 годы, но в процессе урезания бюджетных расходов были вычеркнуты из итоговой версии программы.
— Несмотря на то что опытно-конструкторская работа по ЛВПК исключена из итоговой версии ФКП 2016–2025 годов, предприятия за счет собственных средств ведут проработку этого проекта, — сообщили в пресс-службе «Роскосмоса». — Таким образом, это не значит, что после принятия следующей ФКП работа по проекту начнется с нуля. Специалисты предприятий «Роскосмоса» уже ведут проработку различных вариантов посадочного модуля, буксира, энергетической установки, чтобы после принятия будущей ФКП в полной мере получить финансирование и реализовать проект к 2030 году. Таким же образом за счет предприятий будет продолжена работа по МОБ КВТК.
ФКП 2016–2025 годов готовилась в разнообразнейших редакциях. Первый ее вариант составлен летом 2014 года вскоре после того, как вице-премьер Дмитрий Рогозин опубликовал программную статью, в которой называл «освоение с последующей колонизацией Луны» одной из стратегических задач российской космонавтики. Логично, что стратегические задачи и средства для их решения нашли отражение в проекте ФКП. Так, в текст программы попали такие на первый взгляд удивительные проекты, как создание лунных экскаватора, грейдера и кабелеукладчика.
На самом деле тут нет ничего необычного: колонизация Луны подразумевает строительство там обитаемой базы, а для этого нужна особая техника — трактор «Владимирец» на Луне работать не сможет.
Лунные грейдеры и экскаваторы продержались в проекте ФКП недолго: после первого рассмотрения ФКП в министерствах эти программы исключили. А менее специализированные ОКР лунной направленности, такие как ЛВПК и МОБ КВТК, оставались в проекте до последнего секвестра.
«Роскосмосу», безусловно, не повезло, что космическая программа, основной отраслевой документ, формировалась в своем итоговом виде в последние месяцы 2015 года, то есть на фоне обвала цен на нефть и снижения бюджетных доходов. В результате из ФКП удалили практически все проекты, связанные с Луной: «Создание лунного взлетно-посадочного комплекса» (ОКР «ППТК-2»), «Создание лунной орбитальной станции» (ОКР «ЛОС 1 этапа»), «Создание лунной базы» (ОКР «ЛБ 1 этапа»), «Создание лунного скафандра» (ОКР «ЛБ-Лскаф»), «Создание системы робототехнического обеспечения на Луне» (ОКР «ЛБ-Робот»), «Создание комплекса кислородно-водородного межорбитального буксира (ОКР «МОБ-КВТК»).
Единственный проект лунной программы, оставшийся в ФКП, — это создание нового пилотируемого транспортного корабля (ПТК), для которого недавно выбрали имя «Федерация».
Существенное урезание бюджета ФКП ни в коей мере, однако, не отвернуло «Роскосмос» от стратегической задачи: сейчас полет к Луне с тестовой посадкой ЛВПК на ее поверхность планируется на 2029 год. А на 2030 год запланирован полет с высадкой космонавтов на Луну. Это примерно тот же план-график достижения Луны, что и был до урезания бюджета ФКП. Без пояснений «Роскосмоса» о возросшей роли самих предприятий в деле реализации лунных проектов такой подход к планированию выглядел бы странно: получалось, что государство может прекратить финансирование множества мероприятий Лунной программы без очевидных последствий для самой программы. Теперь замысел понятнее: крупные проекты, такие как космический корабль и ракета, государство продолжит финансировать, а более мелкие придется поддерживать самим компаниям «Роскосмоса».
Способны ли предприятия «потянуть» такие проекты- Например, на создание ЛВПК «Роскосмос» просил в рамках ФКП 2016–2025 годов 20,8 млрд рублей. Причем это не на весь проект до конца — его самая дорогая часть, включающая летные испытания, все равно уходила на следующий период ФКП. Строить ЛВПК предстоит ракетно-космической корпорации «Энергия», головной структуре «Роскосмоса» по пилотируемым программам. Годовой оборот РКК «Энергия» приближается к 40 млрд рублей, при этом предприятие приносит убытки. Взять на себя финансирование 20-миллиардного проекта «Энергии» будет сложно, но, с другой стороны, в последние годы эта компания осуществляла проекты и потяжелее. В 2010 году «Энергия» приняла на себя содержание плавучего космодрома «Морской старт» — это минимум $80 млн в год. Плюс покрытие убытков, которые все эти годы «Морской старт» генерирует (долговая нагрузка проекта сейчас близка к отметке $500 млн).
Примеры самостоятельного выполнения проектов предприятиями есть, причем есть и весьма успешные. Например, НПО «Энергомаш» своими силами разработало маршевый двигатель «РД-181», которые сейчас у них покупает американская Orbital.
— Никакой привязки к национальным интересам программы по освоению Луны, Марса и далее сегодня не имеют, и в этом их слабое место, — считает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. — Ученые так и не смогли внятно сформулировать смысл освоения Луны. Что мы хотим получить, вкладывая триллионы рублей- Абстрактные перспективы добычи неких полезных ископаемых — это пока несерьезный разговор. И логично, что лунные пилотируемые проекты как недостаточно обоснованные, недоосмысленные пошли под нож. Не уверен, что в этих условиях предприятия смогут взять на себя сколь-либо значительную часть работ, от финансирования которых отказалось государство.
Newsland.ru