Ощутить запах звука, услышать цвет и увидеть музыку — все это возможно с помощью маски, разработанной американскими инженерами. Вдохновением для создателей футуристичного шлема стали люди, обладающие редким неврологическим феноменом — синестезией.
Главное
Google выставила Boston Dynamics на продажу
Чем хорош шлем виртуальной реальности PlayStation VR
Компьютер научили находить «пьяные» твиты
Интервью с разработчиками первой российской игры на Apple TV
Что ждать от новой Android Nutella
Читайте также
Путешествуйте с бонусами «Спасибо». Программа открывает новые перспективы для планирования путешествий.
Эффективный бизнес иностранным инвесторам мы не продаем
5 отличных рецептов для самых смелых
Ставка против роста.Банк России должен принять решение по ключевой ставке
«С идеями в России все хорошо». Как «Премия развития» ВЭБа помогает российским предпринимателям и инвесторам
Новости СМИ2
Инженер компании Autodesk создал маску, которая имитирует редкое явление, свойственное синестетам — людям с особым способом восприятия, когда некоторые состояния, явления, понятия и символы невольно подкрепляются дополнительными качествами: цветом, запахом, текстурой, вкусом, геометрической формой или звуковой тональностью.
Человек, обладающий такими особенностями, способен видеть звук, слышать цвет, чувствовать текстуру или же геометрическую форму мелодии.
Для того чтобы дать возможность почувствовать столь удивительные ощущения обычным людям, лишенным «дополнительных» каналов восприятия, инженер Захария Говард встроил в маску датчик цвета, контрольный микропроцессор и несколько ампул с разными видами эфирных масел.
Также к шлему прилагается датчик, который необходимо держать на ладони, — он определяет цвета поверхностей, к которым прикасается владелец шлема. Далее сигнал датчика направляется к чипу, который разбивает исходный цвет поверхности на три спектральных цвета — красный, зеленый и синий. Затем эта информация используется для регулировки работы вентиляторов, которые распыляют эфирные масла.
Таким образом, для каждого цвета шлем вырабатывает свой запах.
В качестве эксперимента Говард выбрал три базовых аромата: красный цвет соответствует запаху грейпфрута, зеленый связан с сосной, а синий «пахнет» лавандой.
В ходе испытаний шлема инженер столкнулся с тем, что удивительные способности, которыми наделены редкие люди, не всегда приносят восхищение: ряд цветов может ассоциироваться далеко не с самыми приятными запахами. Например, Говард, прикасаясь к серой стене, рассказывает, что запах достаточно неприятный и в какой-то степени «тревожный». Но синий цвет и все его оттенки привели создателя шлема в восторг: по его словам, разные вариации лаванды оставляли в его памяти исключительно положительные впечатления.
Технологии залезают под кожу
Внедрение гаджетов под кожу набирает обороты среди отважных энтузиастов. В организм встраиваются чипы, электронные паспорта, а к 2023 году, по данным… →
Выступая на конференции «Популярная наука», Говард рассказал о том, что большинство материалов для его маски можно купить в обычном хозяйственном магазине, а собрать его может любой, кто знаком с основами программирования. На сайте Instructables опубликована подробнейшая инструкция по сборке устройства с объяснениями и схемами.
Явление синестезии применяется также и для тех, кто лишен какого-либо органа чувств. Например, устройство «айборг» (eyeborg) позволяет дальтоникам и слепым людям видеть цвета с помощью звуков.
Впервые айборг создали в 2003 году Адам Монтандон и Нил Харбиссон. Впоследствии Харбиссон, британский художник-авангардист, стал первым человеком со встроенным в череп айборгом и первым, кого государство официально признало киборгом.
Принцип работы айборга незамысловат. Девайс в виде закругленной антенны интегрируется прямо в затылочную кость и нависает на уровне лба. Когда перед встроенной камерой появляется предмет определенного цвета, айборг выдает звук определенной частоты и громкости. Звуковые волны вибрациями распространяются прямо через кость, поэтому уши при этом остаются свободны.
Сейчас устройство способно различать около 360 оттенков цветов, комбинируя частоты и громкость звуков. Кроме того, девайс Харбиссона способен воспринимать ультразвуковые и инфракрасные волны.
Нил активно продвигает идею о новой части тела — так он называет айборг. В ходе выступления на конференции TED в 2012 году Нил описал весь спектр возможностей, которые предоставляет ему айборг.
«Раньше я подбирал одежду, чтобы выглядеть хорошо. Сейчас я подбираю одежду, чтобы звучать хорошо. Сегодня я одет в до-мажор, а это весьма жизнерадостный аккорд», — рассказал Харбиссон.
Устройство также позволило «первому киборгу» слышать картины и, наоборот, соотносить мелодии с теми или иными цветами.
«Я думаю, жизнь станет намного удивительные, если мы бросим создавать приложения для мобильных телефонов и начнем создавать их для наших тел. Думаю, это будет глобальная перемена, которую мы увидим уже в этом веке», — резюмирует Харбиссон свою речь на конференции TED.
Виртуальная реальность для психиатра
Виртуальная реальность стала эффективным инструментом лечения психических расстройств. Психиатры в Европе и США активно применяют симуляцию различных… →
Также силами Нила Харбиссона в 2010 году была основана организация Cyborg Foundation, которая работает в области создания «новых чувств». Идеей обширного распространения айборга и кибернизации особенно заинтересовались в Южной Америке. С Cyborg Foundation сотрудничают власти Эквадора и Университет Пернамбуку в Бразилии. Вместе они помогают слепым людям приобретать айборги.
Подобные приспособления полезны не только любителям футуристичных устройств и людям, лишенным каких-либо чувств. Шлем, способный раздвинуть рамки обычного восприятия окружающего мира, может быть полезен людям, связанным с творческими профессиями.
Большинство известных синестетиков так или иначе были связаны с искусством. Музыкальными синестетиками были такие композиторы, как Скрябин, Римский-Корсаков, Мессиан.
Знаменитый венгерский композитор Ференц Лист однажды обратился к музыкантам Веймарского оркестра, призывая их играть «чуть менее розово».
Музыканты были в замешательстве, поскольку не обладали способностями композитора не только слышать, но и видеть звуки.
Много синестетиков было среди писателей и поэтов: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Марина Цветаева, Константин Бальмонт, Борис Пастернак и другие. Все они в своих произведениях пытались описать чувства, свойственные очень немногому проценту людей в мире.