Российские вооружённые силы используют высокотехнологичное оборудование в Украине и Сирии для создания радиопомех беспилотникам и блокировки связи на поле боя, вынуждая США прилагать максимум усилий, чтобы не отставать от «гонки вооружений». И это не ура-патриотические выводы, это мнение американских военных.
Во время военной кампании на юго-востоке Украины в прошлом году, беспилотники, управляемые ОБСЕ, столкнулись с той же проблемой: российские сухопутные войска «глушат» их радиосигналы, из-за чего беспилотники «слепнут».
Это лишь часть тщательно продуманного Россией плана ведения радиоэлектронной борьбы в Украине, которая оказала отрезвляющее воздействие на армию США. Столкнувшись с тем, как недавно модернизированная российская армия действует в Украине и Сирии, используя комплексы радиоэлектронной борьбы вроде Красуха-4, которые создают помехи для радаров и воздушных судов, американские военные чиновники вынуждены были признать, что им нужно прилагать максимум усилий, чтобы пытаться «идти в ногу» .
Генерал-лейтенант Бен Ходжес (Lt. Gen. Ben Hodges), командующий подразделениями армии США в Европе, заявил, что потенциал России в электронной войне в Украине гораздо больше, чем можно было ожидать. Рональд Понтиус (Ronald Pontius), заместитель главы армейского киберкомандования, генерала-лейтенанта Эдварда Кардона (Lt. Gen. Edward Cardon), заявил на совещании, которое состоялось в текущем месяце, что «не остаётся ничего другого, кроме как прийти к выводу, что мы не преуспели в противостоянии угрозам».
Возможности электронной войны были продемонстрированы с началом российского присутствия в Крыму весной 2014 года. Вскоре после того как российское радиоэлектронное вооружение стало поступать в регион, украинские сухопутные войска начали замечать, что все их радиоприёмники и телефоны одновременно выходят из строя на несколько часов. Тем временем ОБСЕ, международная организация по мониторингу конфликтов, регулярно сообщала, что их беспилотники, отслеживающие конфликт на востоке Украины, «попадали под действие военного оборудования, создающего помехи GPS», что заставляло наблюдателей отменять все миссии.
Основной толчок для ускорения армии США должен дать полковник Джеффри Чёрч (Col. Jeffrey Church), командующий войсками радиоэлектронной борьбы. Но это не так легко. Учитывая дефицит бюджета, недостаток радиоэлектронного вооружения и сокращение численности армии на десятки тысяч военнослужащих, Чёрч заявляет, что ему удалось подготовить только несколько сотен солдат — лишь малую часть по сравнению с тем количеством войск радиоэлектронной борьбы, которое имеют в своём распоряжении потенциальные противники вроде России или Китая.
«У них есть экипажи, у них есть батальоны, у них есть бригады, которые специально подготовлены для миссии радиоэлектронной борьбы», — заявил Чёрч в интервью Foreign Policy. Эти подразделения имеют в своём распоряжении «специальную аппаратуру радиоэлектронной борьбы и особые методы использования данной аппаратуры», — добавил он.
В настоящее время в подразделение радиоэлектронных войск, штатная численность которого должна составлять 1000 человек, входят 813 солдат. Другие армейские подразделения защищаются от попыток Чёрча снять солдат с их позиций и перевести в его собственное подразделение. Трудности в укомплектовании личного состава увеличатся также как и во всей армии. На пике, во время войн в Ираке и Афганистане, американская армия насчитывала около 570 000 солдат, к концу 2017 года их количество снизится до 450 000. Это число может сократиться ещё больше, до 420 000, в течение следующих нескольких лет, если вопрос планирования долгосрочного бюджета Вашингтона в течение ближайших месяцев не сдвинется с мёртвой точки.
Значительная часть РЭБ-вооружения, приобретённого армией на протяжении последних десяти лет, оплачивалась со счетов дополнительного фонда обеспечения военного времени. Чёрч заявил, что большая часть этого вооружения лежит на полках в ожидании ремонта и восстановления, так как регулярное финансирование из бюджета, необходимое для того чтобы поддерживать его в рабочем состоянии, отсутствует.
Видя возможности Москвы, Центр зарубежных военных исследований армии США в этом году сделал вывод, что Россия «на самом деле демонстрирует растущие возможности РЭБ и политические и военные лидеры понимают важность таких приёмов ведения войны. Их растущая способность глушить или разрывать цифровые коммуникации могли бы помочь уравнять силы в борьбе с более мощным противником», — говорилось в заключении.
Украина, оснащённая устаревшими электронными системами, для которых легко создавать помехи, стала идеальным местом для демонстрации Москвой своего выдающегося мастерства РЭБ. Усилия России «по-видимому, нацелены не столько на Украину, сколько на НАТО и более серьёзных противников», — заявил Дмитрий Горенбург (Dmitry Gorenburg), научный сотрудник CNA (Центра военно-морского анализа Гарвардского университета), некоммерческой исследовательской и аналитической организации.
В марте прошлого года заместитель министра обороны США Роберт Уорк (Robert Work) создал исполнительный комитет РЭБ, руководимый Фрэнком Кэндаллом (Frank Kendall), заместителем министра по материально-техническому обеспечению. В тот момент Уорк отметил, что внимание Министерства обороны «не сконцентрировано на электронной войне ни на тактическом, ни на стратегическом уровне».
Хотя ВС США проводят ряд исследований, чтобы быстро обновить и как можно лучше интегрировать возможности РЭБ, ни одно из них не будет завершено в скором времени. Тем временем, заявил Чёрч, солдат должны начать готовить к новым способам ведения войны — а именно тем, которые всё в большей степени зависят от видов сложного электромагнитного оружия, которое становится основным направлением самых сильных традиционных противников Америки.
«Нам следует немного больше себя мотивировать», — заявил Чёрч. «Мы должны обучать бойцов так, как мы предполагаем, мы будем сражаться… [В данный момент] для этого делается очень мало».
Newsland.ru